Правда ли, что наши города выглядят хуже европейских, потому что у россиян плохой вкус, и помогает ли просвещение улучшить его?
- Вкладка 1
Если помните, в один из годов к Пасхе в Москве было очень странное оформление улиц с особенно кудрявыми декорациями. И на следующий год какое-то издание попросило меня пройти с ними по улице и прокомментировать то, что мы увидим. Понятно, что у них было ожидание очередной странности, которую мы могли бы довольно весело обсудить. Но надо сказать, что на следующий год все оказалось гораздо лучше. Я не говорю — идеально, но ведь все существует в сравнении.
Вообще люди не могут перескочить пропасть. Все происходит последовательно. Это могут быть большие скачки, но они должны быть допустимы. Перед пропастью люди останавливаются. Это первый момент. И в этом деле, конечно, важно просвещение.
Второй момент – непрофессиональные люди все равно чаще всего понимают, что хорошо, а что плохо. Другое дело, что обычно они не могут сказать — почему. Поэтому мы с моим партнером по архитектурному бюро Wowhaus Дмитрием Ликиным говорим — это фраза, которую можно отлить в бронзе, — что у простых жителей надо спрашивать, что сделать, но не надо спрашивать, как сделать. Потому что непрофессиональный человек чаще всего все делает по аналогии — что-то он видел сам, о чем-то сказали знакомые — и это понятно, хотя бывают разные люди.
И третий момент – действительно, когда все уже сделано, люди безошибочно отличают, хорошо это или плохо. Это может быть сделано в другой эстетике относительно той, к которой они привыкли, это может не вполне соответствовать их ожиданиям, но если это сделано до конца, последовательно, грамотно, профессионально, на хорошем уровне, то чаще всего это вызывает большое уважение и люди понимают — да, это хорошо. Я верю в то, что хорошо сделанная работа — если она правда хорошо сделана, на хорошем уровне — будет принята.
Наш опыт в Выксе – организованный нами фестиваль современного искусства – это доказывает. Первый год местные думали, что приехали какие-то люди из Москвы развлечься. Какое там современное искусство. К тому же в России к нему чаще всего отношение не толерантное, современное искусство не принимается, хотя тоже бывает разным. Но мы пытались вовлечь людей в общее дело, постепенно у нас становилось все больше волонтеров, мы пытались любое событие сделать таким образом, чтобы в нем участвовали местные жители, организовали конкурс дворов. И постепенно это превратилось в некоторую традицию.
Короче говоря, мне кажется, когда люди вовлечены, когда они понимают, что делается и почему, и когда результат очевидно качественный, тогда чаще всего результат принимается, и все счастливы.