- Вкладка 1
Теория игр – это раздел прикладной математики. Прикладные разделы математики возникают для того, чтобы моделировать разные явления. Теория игр нужна для того, чтобы моделировать ситуации с несколькими участниками, каждый из которых хочет принять решение с выгодой для себя, но при этом последствия решения для участника зависят и от решений другой стороны.
Наверное, первый в хронологическом порядке случай применения теории игр, который приходит в голову, это 1960-е годы и переговоры между СССР и США по поводу сокращения вооружения. Понятно, что политики подписывают документы, но решения принимаются большой командой участников. Со стороны США в команду входил в том числе специалист по теории игр Найджел Говард, который помогал американским военным выстраивать их позицию на переговорах, учитывая информацию о позиции СССР и желания и интересы Соединенных Штатов.
Еще один пример, когда теоретико-игровые модели в том виде, в котором они описаны в теоретических учебниках, используются на практике – это организация всевозможных аукционов. Это могут быть государственные аукционы, когда государство продает право на использование радиочастот интернет-компаниям либо сотовым операторам, или частные – например, системы рекламы Google и Яндекс. Возникает вопрос, как лучше организовать этот аукцион. Например, если мы говорим о частотах, то как продавать – по одной или пакетом? Или в Соединенных Штатах был такой вопрос: надо продавать отдельно в разных штатах или федеральную лицензию на использование по всей стране? Теория игр помогает ответить на эти вопросы в зависимости от целей, которые перед собой ставит государство – заработать больше денег на продаже этих частот или обеспечить наибольшее покрытие услугами сотовых операторов и интернет-компаний. Можно учесть и достижение поставленных целей, и необходимость распределить частоты таким образом, чтобы это было приближено к рыночным механизмам и чтобы компании соревновались справедливо, а не назначались решением регулятора.
В моделировании ситуаций могут акцентироваться разные аспекты. Когда мы говорим про классическую теорию игр как раздел математики, то это, прежде всего, моделирование ситуаций взаимосвязанных решений – нужно просто описать, что и почему происходит при известных правилах «игры». Но когда мы говорим про такой раздел, как дизайн экономических механизмов, это в некотором роде обратная задача. Нужно придумать такие правила взаимодействия, «игры», чтобы люди, думая каждый в первую очередь о своем благе, получили некий результат, который будет хорош и с точки зрения организатора – государства или коммерческой компании. Скажем, с точки зрения Яндекса или Google, выгодно формировать такой аукцион, чтобы компании, соревнуясь в нем за право показать свою рекламу на более выгодном месте, обеспечили наибольшую прибыль организатору.
Очень часто, когда я преподаю теорию игр ребятам, которые изучают менеджмент и управление, они меня спрашивают, как они могут все это применить. И здесь применение не такое, как в аукционной теории, когда напрямую используется какая-то существующая модель. Теория игр позволяет освоить определенный способ мышления, способ анализа своего стратегического поведения и поведения партнеров или, наоборот, конкурентов на рынке. Мы не просто думаем о том, какое решение будет наиболее выгодно для нас, мы учитываем, что другие принимающие решение стороны тоже будут действовать в своих интересах, и, соответственно, это нужно учитывать при принятии собственных решений. В этом смысле теорию игр можно рассматривать не просто как математический аппарат. Будет слишком сильно сказать, что это философская концепция, но, как минимум, это парадигма мышления.